|
ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В КОНТЕКСТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
СОДЕРЖАНИЕ << НАЗАД ДАЛЕЕ >>
7. Марксисты и "женский вопрос"
Для того чтобы встать на ноги и окрепнуть, женское движение
испытывало острую нужду в идейном подспорье, в некоем теоретическом
обосновании, которое помогло бы ему противостоять гнету традиционной
морали и добиваться перемен в буржуазном законодательстве. Задача
была сложной, т.к. основная масса идеологов - философов, историков,
социологов была совершенно убеждена в гражданской неполноценности и
несостоятельности женщин. И консерваторы, и либералы хором твердили
о природном или "естественном" назначении каждого из полов. Лишь
крайние чудаки решались оспорить эти догмы. Один из них, социальный
философ Шарль Фурье в своем труде "Теория четырех движений", который
появился как результат размышления автора над событиями Великой
французской революции, писал: "Расширение прав женщин есть главный
принцип социального прогресса"17 . Другой великий утопист Анри де
Сен-Симон, умирая, оставил в наследство своим ученикам загадочную
мысль: "Мужчина и женщина - вот полноценный социальный индивид"18.
Оба они разрабатывали идеальные проекты гармоничной, счастливо и
справедливо устроенной социальной жизни, основой которой, по их
замыслу, должно было стать гендерное равноправие.
Особую роль в обосновании общественной значимости движения за
женское равноправие сыграли в ту пору марксисты. Они определили весь
комплекс требований, сформулированных этим движением, как "женский
вопрос" и предложили на него свой ответ.
Основные подходы к женскому вопросу изложены в знаменитой работе
Фридриха Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и
государства"19. Карл Маркс разделял концепцию книги, она была
совместно продуманной и как бы продолжала традиции Ш.Фурье и А. Де
Сен-Симона. Но в отличие от своих предшественников Маркс и Энгельс
писали не столько об индивиде, будь то женщина или мужчина, который
должен быть наделен всеми гражданскими правами и свободами, сколько
о массах - массах тружеников. К ним они и обращались, объясняя, что
идея "естественного назначения" пола по существу маскирует особого
рода "производственные отношения" - отношения воспроизводства
человеческого рода. Вся загадка этих отношений связана не с
"таинством" пола, а с тем, что они являются одновременно и
природными, биологическими, и социальными. А еще - это отношения
социального неравенства, вытекающего из неравного и несправедливого
разделения труда, при котором жена и дети фактически являются рабами
мужа и отца. Поэтому любая форма традиционной семьи автоматически
воспроизводит отношения господства/подчинения.
Основатели марксизма доказывали, что промышленная революция нанесла
непоправимый удар по такой семье. Наемный женский труд, каким бы
тяжелым он не был, создает экономические предпосылки для
независимости и самостоятельности работающих женщин. А это разрушает
основы старой семьи и традиционных семейных отношений, обрекавших
женщин на подневольное существование. В этом - позитивный смысл
наемного женского труда.
Кроме того, подчеркивали классики марксизма, положение женщин
-наемных тружениц есть положение классовое. Они принадлежат к классу
пролетариев. Поэтому задача их освобождения от социального
неравенства совпадает с задачей освобождения пролетариата.
Уничтожение любых форм эксплуатации и угнетения - общая цель
пролетариев и женщин. Только в обществе, свободном от эксплуатации и
угнетения возможны равноправные отношения между мужчинами и
женщинами.
Таков в самых общих чертах марксистский подход к проблемам женского
равноправия. Он соответствовал своему времени и его очевидностям.
Проблема была в одном. Этот подход марксисты считали единственно
верным, а потому решительно размежевывались со всеми остальными
поборниками женского равноправия. Особенно досталось от них
суффражисткам, добивавшимся признания политических прав женщин.
Марксисты считали, что требования суффражисток по-своему
легитимизируют буржуазную политическую систему. А потому приклеили и
к этим требованиям, и к самому "классическому", либеральному
феминизму ярлык "буржуазный". И повели с суффражистками, как с
представительницами буржуазной системы, ожесточенную борьбу. Вплоть
до 60-х годов ХХ века эта борьба раскалывала женское движение,
ослабляя его и нанося ему непоправимый урон.
СОДЕРЖАНИЕ << НАЗАД ДАЛЕЕ >>
|
|