|
ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В КОНТЕКСТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
СОДЕРЖАНИЕ << НАЗАД ДАЛЕЕ >>
4. Когда и как возникает вопрос о правах женщин?
Около двухсот лет назад традиционный порядок вещей взрывается под
сокрушительным натиском Великих буржуазных революций. Они
провозглашают наступление новой эры - эры прав человека, отрицая тем
самым незыблемость полного и якобы освященного небесами всевластия
монарха - над подданными, мужчины - над женщиной. И в противовес -
заявляют о свободе и равенстве всех (подчеркнем, - всех) людей перед
законом.
Такой подход в глубине своей предполагает пересмотр самой
совокупности отношений власти. Из отношений господства/подчинения,
или субъект/объектных отношений, они должны превратиться в отношения
равные, субъект/субъектные. Проще говоря, это значит, что любой
властитель - монарх, начальник, хозяин или муж - "развенчивается":
он перестает быть и ( что тоже очень важно) ощущать себя властителем
подчиненных, которые при традиционном укладе принадлежат ему душой и
телом.
Этот всемогущий властелин должен превратиться в простого исполнителя
определенных функций в совершенно иной системе разделения труда,
предусматривающей не владение другим человеком, а управление
конкретным процессом. Его взаимодействие с подчиненными превращается
в согласованное распределение ролей, обязанностей между различными,
но равными субъектами. В этом - в изменении характера власти и
одновременно ее разделении, то есть перераспределении полномочий
между различными ветвями власти, государством и гражданским
обществом, между мужчинами и женщинами, по большому счету, состоит
суть демократического переустройства общественных систем, суть их
модернизации16.
С постановки вопроса о правах человека, о равенстве всех людей перед
законом начинаются и перемены во взглядах на назначение женщин, в
оценке их роли в обществе, наконец, в их статусе, который при
традиционном порядке держится на их функции продолжательниц рода.
Эти перемены происходят трудно, мучительно. И до сих пор о правах
женщин говорят либо как о проблеме "секса", либо как о "женском
вопросе", а вовсе не как о проблеме обретения права на полноценную
жизнь для целой половины человечества.
В странах Запада признание проблематики прав женщин в качестве
неотъемлемой составной части прав человека происходит в несколько
этапов. Впервые о своих претензиях на роль полноценных гражданок
женщины заявляют в ходе буржуазных революций, которые можно назвать
еще и революциями "права", "правосознания". Затем, в ходе
промышленных революций женщины в массовом порядке оказываются
втянутыми в общественное производство, что вынуждает их добиваться
равноправия уже в сфере социально-экономических отношений. Позднее
наступает время культурных революций, изменяющих подход к
репродуктивным функциям женщин, взгляды на любовь, рождение детей,
семейную жизнь. Более двух столетий женщины отвоевывали для себя,
условно говоря, три группы прав - политические (гражданские),
социально-экономические, репродуктивные права, которые могли бы
позволить им рассчитывать на социальный статус, сопоставимый по
основным параметрам с мужским.
16. Знаменитый немецкий социолог Г. Зиммель относит к числу признаков
модернизации выдвижение на первый план общественной жизни
проблематики прав человека, включая права женщин; промышленную
революцию, урбанизацию, распространение всеобщего образования.
СОДЕРЖАНИЕ << НАЗАД ДАЛЕЕ >>
|
|